История действительно развивается по спирали, даже в масштабе города. Мы знали, что до войны и в начале войны в районе Соснового Бора на Шепелевском озере и на Копанском озере базировалась морская авиация. Моряки защищали наши места на западном рубеже Ораниенбаумского пятачка, на реке Воронке.
Но вот некоторые факты, которые менее известны широкой публике. Они описаны сравнительно недавно в книге контр-адмирала Б.В.Никитина “Катера пересекают океан”. Он командовал одними из первых построенных в СССР катерами, командовал первым дивизионом радиоуправляемых катеров, испытывал первые в мире суда на воздушной подушке.
Работал с выдающимися, учеными и конструкторами А.И.Бергом, В.И.Левковым, А.В.Шориным и мн. др., испытывал торпедные катера, базирующиеся на береговой базе катерников в дер. Пейпии близ Соснового Бора. И все это происходило в наших местах уже в 1937 г.
Даже сегодня с интересом читаешь о радиоуправляемых торпедных катерах. “По сигналам с находящегося в воздухе самолета стоящий у причала (без единого человека на борту!) торпедный катер выходил в море, выполнял боевое маневрирование и возвращался в базу, к причалу”. Вот как Никитин, который помимо всего, во время войны, занимался еще и беспрецедентной операцией по перегону своим ходом через океан торпедных катеров, полученных от США по лендлизу, описывает одно из учений в районе Пейпии, в Копорском заливе, в далекие предвоенные годы:
“…отрабатывался бой … надводные корабли, в том числе, линкоры, наносили удар по идущему с запада “противнику” во взаимодействии с торпедными катерами и авиацией. Момент удара торпедных катеров я хорошо видел с высоты двух тысяч метров, на которой “завис” самолет управления дивизиона. Прорывая дымовые завесы, более полусотни катеров с трех сторон стремительно сближались с кораблями “противника”. Картина впечатляющая! Учение для нашего дивизиона прошло хорошо: все самолеты-водители и катера выполнили поставленную задачу. Дивизион радиоуправляемых катеров получил высокую оценку наркома обороны К.Е.Ворошилова, вошел в число лучших частей флота”.
Здесь же в Пейпии в 1939 г. испытывались и замечательные катера конструкции В.И.Левкова Л-11, Л-13 на воздушной подушке. Причем катера двигалась над водой, болотом, песчаными перекатами, уверенно передвигались и надо льдом и над равнинной местностью на суше, изумляя местных жителей.
Так вот надо же быть такому, что спустя годы уже в Сосновом Бору в наше время создавался один из крупнейших в мире ядерно-технических Центров, где проектировались проекты энергетических установок для атомных субмарин, составивших стратегическую мощь страны. Сосновый Бор стал снова местом, где решались важнейшие научно-технические проблемы военно-морского флота, подготовки для него кадров.
Вообще о научно-практической деятельности ученых Соснового Бора предстоит еще много узнать. Кто-то возьмется за эту задачу отдельного разговора?
В Сосновом Бору прошли школу многие ученые, производственники, руководители. Я уже говорил — ушли в разное время в Москву Проценко А.Н., Шурыгин Г.И., Синцов В.Н., Рязанцев Е.П. Стал министром один из директоров ЛАЭС Луконин Н.Ф. Многие лаэсовцы ушли директорами и руководителями в другие города и станции.
В городе выросли четыре вице-губернатора.
Адмирал Кудрявцев В.Ф. ушел готовить кадры в одно из престижнейших военно-морских заведений страны — ВВМУ им. Дзержинского. Командир погранотряда Богданов В.И. ушел заместителем командующего Северо-Западного пограничного округа и т. д.
Работа с военными, закрытыми организациями имеет свою специфику. Практика моей работы до Соснового Бора и в городе, да, и в последствии, говорит о том, что если руководитель прячется за режим, за ведомственные инструкции, не находит общей линии с городом, с интересами его жителей — жди неприятности — и за забором, внутри организации, которая, в той или иной, выплеснется и затронет интересы города…