Сочетания оптимального согласования отраслевых и территориальных интересов и возможностей требовало развитие Соснового Бора на всех стадиях его строительства и развития. Благодаря стремлению к их оптимизации и создан этот уникальный город.
Действительно, ЛАЭС строилась не в пустыне и не в глухомани. Ведь задачи проектирования и строительства новых ведомственных городов и объектов во многом осложнялись не только режимом секретности, но и удаленностью создаваемых объектов от транспортных коммуникаций и т. п.
Город Сосновый Бор строился в лесу, в среде живописного природного ландшафта, на берегу Финского залива. Поселок хоть и небольшой, но имел определенную инженерную, транспортную и социальную инфраструктуру. Имел строительные подразделения Главсецстроя под руководством Батищева, на базе которых создавались новые строительные структуры. Железнодорожная пассажирская станция Калище, производственные железнодорожные пути в промышленной зоне обеспечивали связь со всей страной. Уже развивались предприятия атомного профиля, научного обеспечения. Были проектные проработки, материальные основы строительства намечаемого, но приостановленного строительства ГРЭС. Это далеко не все, что явилось предпосылкой размещения и строительства здесь первенца атомной большой энергетики.
А всего в 90 километрах отсюда находился Ленинград с его научно-техническим и промышленным потенциалом. Десятки предприятий Ленинграда работали на строящуюся ЛАЭС, а влияние культурного потенциала Ленинграда, боевых и исторических традиций Ломоносовского района, Ораниенбаумского пятачка на прибывающих с разных концов страны тружеников трудно переоценить.
Ряд предприятий Минсредмаша тоже были ленинградскими. В т. ч. проектный институт ГСПИ (ВНИПИЭТ), проектировавший сотни промышленных предприятий отрасли и десятки новых городов страны. Он был призван проектировать ЛАЭС и город. Опыт строительства городов, Академгородка под Новосибирском в силу перечисленных выше факторов был расширен, получил дальнейшее развитие и новое качество в градостроительном процессе Соснового Бора…
В 1967 году прибыли руководители организуемого Северного управления строительства Минсредмаша. Бригаду Министерства для организации работ по освоению площадки и формирования нового управления строительства возглавил зам. министра генерал Георгиевский П.К., академик Александров А.П. В бригаду входили работники Министерства, Гутов А.И. — директор Ленинградского проектного института (ГСПИ). Директор ЛАЭС Муравьев В.П. прибыл, как я говорил, в город раньше. Состав бригада говорил о важности начатого дела.
Основные руководящие кадры и ведущие специалисты Северного Управления строительства комплектовались за счет отраслевых строек Челябинска–40, Томска–7, Красноярска–26, Красноярска–45, Свердловска–44, Новосибирска, Ангарска, Краснокаменска, Шевченко, Навои, Степногорска. В Сосновый Бор они приехали уже имея за плечами хорошую профессиональную подготовку и опыт. Это Латий В.Н. — начальник стройки, Волков В.М., Семыкин И.И., Суханов Б.П., Зыкин В.М., Шурыгин Г.И., Голубев Р.Б., Кузьменко И.Н., Дранишников А.И., Сааков Б.А., Кирюшин К.И., Сафронов П.Н. и мн. другие. На долгие годы нас связала стройка. Со многими из них у меня сложились хорошие товарищеские, уважительные отношения.
Прежде всего в Ломоносовском горкоме и горисполкоме появились, конечно, первые лица ЛАЭС и стройки: директор станции Валентин Павлович Муравьев и начальник Северного Управления Владимир Николаевич Латий. Я работал также с руководителями ЛАЭС: Лукониным Н.Ф., Епериным А.П., Лебедевым В.И., начальниками СУСа: Семыкиным И.И., Бабенко Н.А. Но для меня, как и для всех сосновоборцев, Муравьев В.П. и Латий В.Н. останутся навсегда первыми руководителями, которым выпала самая ответственная миссия — быть первопроходцами в самый сложный период строительства ЛАЭС и города.
Уже в течение 1967 года были установлены тесные производственные связи строителей с организациями Ломоносовского района, предприятиями стройиндустрии Ленинграда и области. Они стали основой бесперебойной поставки строительных конструкций, деталей и местных строительных материалов на строящиеся объекты. Мы, руководители района, районные службы и предприятия района всемерно способствовали установлению этих связей, взаимопониманию руководителей стройки и района.
Самым важным в начальный период было обеспечение прибывающих строителей и работников ЛАЭС жильем. Поэтому в городе было создано в составе СУСа специальное СМУ-2 для строительства города во главе с Зыкиным В.М., а затем СМУ-5. Основу их составили военные строители. Кадры комплектовались за счет прибывающих строителей, а частично и из жителей района.