Даже спустя 30 лет в книге “Северное управление строительства — путь длиною в 30 лет” Н.А.Бабенко пишет, что только выходцы из Минсредмаша — руководители города осуществили в 1989 году интеграцию управления и передачу от ведомства (видимо, в силу особого понятия — авт.) служб городу и “в сложный период становления рыночных отношений пытаются удержать корабль управления на плаву”. Как говорится, дай бог!
Николай Александрович прибыл в город в 1980 году и не мог знать период становления и развития системы управления городскими процессами. Именно анализ и практические навыки управления, знание процессов развития городов различного типа, в т. ч. ведомственных, полученное в ходе работы над диссертацией, позволили выдержать выбранные мной направления городской политики. Использовать возможности и средства не только Минсредмаша, но и одновременно возможности Ленобласти, областного управления коммунального хозяйства области, долгое время возглавляемое Ловкисом А.Ф., курируемого зампредом Леноблисполкома Закусовым.
Как я и предлагал в диссертации передача служб произошла на этапе развития города, когда сформирована материально техническая база служб города, снижены возможности градообразующих предприятий и Министерства и т. д.
Мы создали в городе не имеющие прецедента в области возможности по инженерному обеспечению его дальнейшего развития. Ремонтно-строительную базу ЖКХ, городскую электроподстанцию, городскую котельную, городские очистные сооружения, городскую насосно-фильтровальную станцию на реке Систа, десятки километров инженерных сетей и мн. др.
Именно деятельность служб жилищно-коммунального хозяйства была постоянно в поле зрения горисполкома, депутатов, постоянных комиссий Горсовета, предметом постоянного контроля и взаимодействия с руководителями НИТИ Рязанцевым Е.П., Ю.А.Прохоровым., их заместителями Ходыревым Ю.Д., Москалевым В.Ф., начальниками В.Н.Волковым, заместителями главного инженера УКСа Ф.Х.Хакимовым, начальником ЖКУ Я.И.Маркевичем и мн. др. Мы долгие годы работали вместе в составе Исполкома, либо в составе депутатов, координационного совета по строительству.
Велико было желание у некоторых сбагрить на местный бедный бюджет эти заботы. Но условия еще не созрели. И мы занимались вместе с предприятиями созданием и развитием материально-технической базы коммунального хозяйства для последующей возможности передачи их в ведение администрации города, а пока надежно питали город из нескольких источников, из областного и ведомственного бюджетов. Как говорится: ласковое дитя двух маток сосет.
Правда мы высасывали и из других источников, в т. ч. и мобилизуя местные ресурсы, возможности населения, которому служили и откликались на все предложения граждан, высказанные в письмах трудящихся, на личных приемах граждан председателем горисполкома и пр. В этих условиях неизмеримо возрастала координирующая роль Горисполкома.
Созданная триада участников процесса градостроительства координировалась дополнительно советом при Горисполкоме, возглавляемым председателем Горисполкома. Координационный совет дело не новое и не присущее какому-то определенному периоду или системе, важны принципы его построения, кем он создан, система работы, предмет или программа координации и пр.
Координационный совет по городскому строительству был силен тем, что он базировался на интересах всех участников строительства города, в него входили руководители проектировщиков, строителей, заказчиков, руководители необходимых служб города — на разных этапах строительства города В.Н.Латий, нач. строительства, Семыкин И.И., главный инженер строительства Суханов Б.П., Дранишников А.И. нач. СМУ, Сааков Б.А., Коблицкий К.А., нач. МСУ-90, Воронин А.А., Некрасов — СМУ-88, Кирюшин, от гензастройщика Ходырев Ю.Д., Волков В.Н.
На заседания координационного совета приглашались работники других городских служб, периодически принимали участие секретари Горкома партии. Совет на регулярной основе рассматривал все вопросы в том числе проект титула городского строительства, перед его рассмотрением на заседании Горисполкома, контроля за ходом строительства всех объектов, входящих в титул…
В условиях практически ведомственного города, в условиях одновременного сооружения важнейшего объекта — ЛАЭС и др. промышленного строительства и постоянного отвлечения строителей в период авралов на них, а также в условиях отставания от желаемых темпов строительства соцкультбыта при общем замедлении развития страны к 80 годам из-за непосильной гонки вооружений, истощавшей страну, усилия координационного совета позволяли оптимизировать процесс градостроительства, производить его с наименьшими потерями…