Но вернемся к тем далеким годам. Еще в 1966 г., когда вышло постановление Правительства о строительстве Ленинградской АЭС, подведомственный нам Сосновый Бор представлял собой небольшой поселок, состоящий из улиц Комсомольской и Ленинской, на которых располагались два десятка домов в 2-4 этажа и улицы Соколова во временном поселке с деревянными бараками.
В поселке были две школы — вечерняя и средняя, магазин “Балтика”, небольшой клуб на территории временного поселка, баня и детский сад. Проживали в этом поселке всего 2000 человек. Вблизи поселка были расположены, как я уже упоминал, небольшие предприятия: рыбоконсервный завод (РКЗ), завод металлоконструкций, Ленспецкомбинат, филиал НИТИ и филиал ГОИ. Последние два предприятия находились в стадии начального развития и располагали еще небольшой производственной базой. Сообщение с Ленинградом осуществлялось дизельным поездом с пересадкой в Ломоносове на электричку.
С теми предприятиями, которые уже существовали в городе, работа наша была традиционна для работы местных советов. Главным, я считаю, было доверие к руководителям, их профессионализму. Многие руководители предприятий Соснового Бора входили в состав Совета. Членом Ломоносовского горисполкома был директор НИТИ Проценко А.Н., которого мы уважали за деловитость и заинтересованность делами Соснового Бора и района…
Рыбоконсервный завод или Ручьевский рыбокомбинат, как его стали называть с 1969 г., — небольшое предприятие, построенное в конце войны для переработки продукции рыболовецких колхозов, расположенных на южном берегу Финского залива. С 1958 г. директорствовал здесь Юрий Гаврилович Ряховский, с которым мне пришлось долгие годы работать. Ему многим обязано это предприятие, на котором работали всегда замечательные труженики, в основном женщины. Мы встречались долгое время и тогда, когда он руководил подобным предприятием в Ленинграде. Мне пришлось работать со всеми директорами этого предприятия П.И.Николаевым и нынешним — Г.Н.Дудниковым. Помогать в их нелегком труде.
Сосновоборский машиностроительный завод — небольшое предприятие, выполнявшее важные заказы на строящиеся электростанции региона и страны особенно с мая 1966 года по август 1977 года, когда его возглавлял В.П.Малинин. Завод тоже с большой и трудной судьбой. Я скажу о ней дальше. Нам эти два предприятия были важны по нужности их продукции и по тому, что они во многом определяли выполнение плана района. Да и потому, что это были предприятия-старожилы. Зачастую они имели недостаточно средств на социальные нужды работающих, и мы считали своим долгом всегда помогать им за счет других возможностей, создавать равные условия в медицинском, продовольственном и других видах обслуживания. С началом строительства ЛАЭС в Сосновом Бору проявилась новая плеяда руководителей.
Главным импульсом, толчком, точкой отсчета начавшегося исторического процесса строительства ЛАЭС и города конечно же было Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 21 сентября 1966 г. Оно определило роль стройки в осуществлении энергетической программы страны…
Это решение принимали первые лица государства. И мы постоянно чувствовали внимание и контроль с этой стороны. Это без громких слов. За время строительства города и ЛАЭС здесь побывали председатель СМ СССР А.Н.Косыгин, секретарь ЦК КПСС А.П.Кирилленко, члены Политбюро, многие министры.
Залогом успеха стройки явилось то, что она была поручена Министерству среднего машиностроения - Министерству, причастному к Урановому проекту, созданию первой атомной бомбы и многим объектам, связанными с обороной страны, с созданием научного и промышленного потенциала страны.
Министерство среднего машиностроения не случайно называли “государство в государстве”. Оно было действительно наделено большими полномочиями, имело доступ к материально-техническим ресурсам и денежным средствам, которые поступали к нему, минуя местные органы власти, поскольку финансирование атомной промышленности осуществлялось через Госбанк по статье союзного бюджета “Специальные расходы Госкомитета обороны СССР”.
По специфике производства и режимным соображениям атомные объекты обычно размещались в отдаленных малонаселенных местах. При этом старались достигнуть максимальной автономии в управлении хозяйством и минимальной зависимости от местных органов власти, перед которыми не отчитывались в своей деятельности. Все закрытые города-спутники, строящиеся одновременно с предприятиями основной деятельности, как правило эксплуатировались Минсредмашем своими силами.