… Взять хотя бы Гостилицкое шоссе. Это одна из основных дорог, пересекающих Ломоносовские район. Она связывает бывшие совхозы “Вильповицы”, “Красная Балтика”, “Россия”, зверосовхоз “Воронковский”, совхозы “Копорье” и “Восход” с выходом в г. Сосновый Бор.
Благоустроенное шоссе, получше, чем некоторые дороги Санкт-Петербурга. Я помню эту дорогу еще грунтовой. Позже мы полностью асфальтировали ее. Дорога проходит по живописным местам, связанным с историческими событиям жизни района. По этой дороге шли войска во время боев за освобождение Ленинграда в январе 1944 г. Справа у дороги стоит на пьедестале танк, участник этих боев… Через несколько километров - деревня Петровское. Справа - комплекс свиноферм. Помню, очень трудно давалась заключительная фаза строительства, связанная с окончанием благоустройства территории, пуском котельной, очистных сооружений, установкой и поставкой оборудования свинарников…
За деревней Петровское, где отделение совхоза “Вильповицы”, налево, ответвление дороги на центральную усадьбу совхоза — деревню Вильповицы. Здесь долгое время директорствовал мой секретарь комсомольской организации Рафаил Гольдинштейн.
Строительство дороги сюда, строительство моста требовало постоянного внимания. Трасса нужна была и для строительства жилого массива в совхозе. Мост, по-моему, строился по наказам избирателей Ломоносовского горсовета, депутатом которого я был несколько созывов. Ведь для пуска автобусного сообщения надо было выполнить требования автомобилистов, кроме того материалы, панели для строительства жилых домов надо было привозить из Ленинграда и Гатчины.
Здесь в предпусковые дни приходилось организовывать штурм многочисленных подрядных и субподрядных строительных организаций. Проезжаем Гостилицы, центральную усадьбу совхоза “Красная Балтика”. Здесь было организовано одно из первых коллективных хозяйств в стране, в 1918 г. Гостилицы - центр ожесточенной борьбы во время войны, о чем напоминает соответствующий мемориал. В наше время совхоз специализировался на семеноводстве для кормопроизводства, хотя хозяйство было многоплановое, здесь на чистейших родниковых водах выращивалась форель, было развито производство меда и мн. др. В мое время здесь хозяйствовал Г.Лифарь, затем директорствовал Б.Е.Нестеров.
Основы нынешней застройки были заложены в наше время, в т. ч. и первые панельные дома. Шло строительство и в отделениях совхоза, но уже двухэтажными домами, с газом от групповых подземных емкостей.
При выезде из Гостилиц шоссе пересекает кольцевая бетонка, окружная дорога вокруг Ленинграда, построенная в наше время для военных целей, но имеющая и хозяйственное значение. Налево дорога выходит на Таллинское шоссе, направо - к Большой Ижоре и к строящейся дамбе, защитным сооружениям Ленинграда от наводнений. Слева и справа от бетонки размещались ракетные точки, противовоздушной обороны Ленинграда. Здесь я часто бывал на комсомольских собраниях воинских частей. Сейчас многие городки брошены, разграблены, бесхозяйственно разрушены жилые помещения.
Однако едем дальше по Гостилицкому шоссе. При подъезде к деревне Лопухинка слева — специнтернат для детей - инвалидов. Что-то пусто здесь сейчас. Раньше бывал здесь неоднократно, в разное время, по разному поводу. Вот электроподстанция, помню ее, когда-то занимался энергообеспечением интерната.
Справа при въезде в Лопухинку совхозная весовая — объект неказистый, но запомнился тем, что о него когда-то “споткнулось” выполнение одного из годовых планов капитального строительства по совхозу. План был в т. ч. и пообъектным. И весовая была выделена отдельной строчкой. Разгорелся спор совхоза со строителями. Строители кивали на непоставку совхозом оборудования, которое в свою очередь не поставили областные сельскохозяйственные снабженческие организации.
Пришлось вмешиваться, оказывать помощь. Весовая была введена. Лопухинка когда-то была центром совхоза “Россия”. Я знал и работал с несколькими директорами совхоза, помню, А.И. Легоминова, ныне профессора и руководителя центра при сельскохозяйственном институте. Впоследствии совхоз влился в “Красную Балтику”. Здесь в нескольких километрах в деревне Усть-Рудица была усадьба М.В. Ломоносова, здесь им было налажено производство смальты – мозаики.