Главная » 2013»Июль»2 » Корабельные баталии в Финском заливе. Часть вторая
24.11.2024
Корабельные баталии в Финском заливе. Часть вторая
Корабельные баталии в Финском заливе. Часть вторая
Гибель эсминцев в районе мыса Устьинский
В продолжение этой статьи. В октябре 1919 года войска Юденича под прикрытием английских танков перешли в новое наступление на Петроград. Критическое положение сложилось на участке фронта обороны, примыкающего к морю. В Копорском заливе как раз напротив места, где сейчас стоит Ленинградская атомная станция, базировался английский флот – миноносцы, торпедные катера, подводные лодки. Они чувствовали себя здесь в безопасности. От залпов с русских фортов их скрывал Устьинский мыс. (Долгий Нос). Со штабом Юденича, который располагался в д. Калище, у англичан было полное взаимопонимание. Шквальный огонь с английских и белоэстонских кораблей отбрасывал красные части, пытавшиеся освободить побережье от врага. Красный флот не мог дать бой кораблям противника в заливе. Сказывались нехватка горючего и технические трудности. Недоставало людей в экипажах. Опорой красной армии оставались форты Красная Горка и Серая лошадь. Поэтому перед самым контрнаступлением войск Петроградского фронта Реввоенсовет Балтийского флота отдал приказ выставить минное заграждение в Копорском заливе. Для участия в операции назначались эскадренные миноносцы «Гавриил», «Свобода», «Азард» и «Константин».
20 октября корабли, приняв на борт мины заграждения, без огней вышли на выполнение задания, с которого вернулся только один эсминец – «Азард». В ту роковую ночь, в ночь с 20 на 21 октября 1919 года погибло 484 человека, спаслось всего лишь 25 краснофлотцев с эсминцев «Гавриил» и «Свобода».
Существует версия, что, по всей видимости, головной корабль «Гавриил» прошел первую линию минных заграждений, выставленных англичанами накануне, и взорвался на второй линии. Следовавшая за ним «Свобода» сразу остановилась и, чтобы не столкнуться с «Константином», идущим сзади, отклонилась, давая задний ход, в сторону. Вероятно, попала на первую линию заграждений и взорвалась. «Константин» отклонился в другую сторону и тоже попал на минное заграждение. Корабль разломился сразу, поэтому спасшихся не осталось. Только на первых двух эсминцах успели спустить три шлюпки, на которых спаслись 25 моряков., с трудом добравшихся до форта Красная Горка (19 – с «Гавриила» и 6 – со «Свободы». Остальные исчезли в холодном штормовом море. В течение нескольких дней после случившейся трагедии воды Балтики выбрасывали на берег тела погибших моряков. Похороны 120 героев-балтийцев состоялись 25 октября, позднее здесь же, на форте, были захоронены еще 86 моряков.
Из документов ЦГА ВМФ: "21 октября. Кронштадт. Рапорт командира эскадренного миноносца "Азард» Н. Н. Несвицкого. ...20 октября "Азард» засветло вышел с 60 минами заграждения на большой Кронштадтский рейд и стал на створе Николаевских маяков. В два часа ночи по сигналу с "Гавриила» снялся с якоря и вступил в кильватер "Константину». В строю был концевым. Идя девятиузловым ходом... в два часа тридцать минут прошел боевые заграждения. В 4 часа 19 минут прошел первую шаровую веху... Повернул на курс 208 градусов. Большая волна, свежий ветер, видимости никакой... Размах качки до 20 градусов. В 5 часов 05 минут потерял строй. В 5 часов 20 минут вступил в строй, курс 188 градусов… В 5 часов 45 минут около параллели мыса Долгий Нос увидел впереди на «Гаврииле» сноп огня, за которым последовал сильный взрыв… По сигналу с впереди идущих миноносцев был дан полный задний ход. В это время на «Константине» последовал второй и третий взрывы, и все заволокло густым паром. Места взрывов были потеряны. Постояв некоторое время и попробовав вызвать по радио «Свободу», ответа не получил. 6 часов 20 минут – лег на ост…»
Спасшийся в той операции машинный старшина «Гавриила» В. И. Цыганков во время расследования причин гибели трех эсминцев рассказывал комиссии: «Когда услышал сильный взрыв, я вышел наверх… Миноносец кренился на левый борт, мины заграждения срывались с мест и перекатывались… По правому борту шла «шестерка», которой мы кричали пристать. Когда потом мы отвалили, произошел взрыв на «Константине», очень сильный, вся палуба была как бы в огне… «Гавриил» все кренился. …Под конец разломился на две части…»
Другим оставшимся в живых свидетелем был электрик миноносца «Свобода» М. И. Рачковский: «Взрыв «Гавриила» слышали и думали, что это у нас… Минуты через четыре произошел взрыв у нас, полагаю, под левой машиной… Командир передавал голосом на «Константин»: давайте задний ход! Когда мы отвалили на «шестерке», миноносец все кренился на левый борт, потом корма начала погружаться…». Комиссия, расследовавшая дело о гибели эсминцев, занесла в протокол: «комсостав погибших миноносцев принял все зависящие от них меры к спасению своих кораблей и личного состава, не заботясь совершенно о своем спасении». Вместе с кораблями погибли командир «Гавриила» В. В. Севастьянов и комиссар Н. П. Лепешкин, командиры и комиссары «Свободы» и «Константина», начальник первого дивизиона эсминцев Л. Н. Ростовцев и комиссар дивизиона В. Т. Флягин.
В середине ноября 1919 года завершился разгром белогвардейцев и иностранных интервентов на подступах к Петрограду. В декабре воды Финского залива покинул последний английский корабль.
Поиски затонувших кораблей
Поиски затонувших эсминцев были предприняты в декабре 1928 года. Как удалось выяснить промкооперативной артели, производившей водолазные работы, «Гавриил» лежит на левом борту в направлении, близком к параллели, на средней глубине 8 с половиной морских сажень, носом к берегу… Целой можно назвать только носовую часть – от фортштевня до конца полубака… В кормовой части вполне сохранились оба винта и руль … Все обследования проводились под льдом при наличии 18 прорубей…». Занимались поисками и накануне Великой Отечественной войны. Обнаружен был только «Гавриил».
Много лет спустя поисками погибших кораблей занялись аквалангисты сосновоборского клуба « Катран» и ленинградского клуба «Поиск» при поддержке военных моряков. В июне 1987 года в точке залива с координатами 59 градусов 55 минут северной широты и 28 градусов 55 минут восточной долготы было обнаружено затонувшее судно. Но какое именно — нужно было искать подтверждение. Водолазы, погрузившись под воду, шаг за шагом обследовали обнаруженное судно и нашли-таки принадлежность поднятых реликвий к «Гавриилу».
Поиски «Свободы и «Константина продолжились в 1990 году. Сосновоборские аквалангисты из клуба «Катран» при поддержке военных моряков шли тем же курсом, что и эсминцы в 1919 году. Квадрат за квадратом тралили дно в районе предполагаемого места гибели кораблей, опускались на двадцатиметровую глубину. Удача улыбнулась не сразу, но после долгих поисков место гибели «Свободы» было установлено. Из найденных металлических конструкций водолазы извлекли отдельные литые буквы, которые сложились в название эсминца «СВОБОДА». А вот загадка гибели миноносца «Константин» до сих пор скрывается под толщей воды.
Великая Отечественная в водах Финского залива
В годы Великой Отечественной войны Финский залив также играл очень важную роль в защите Ленинграда и также хранит много известных и неизвестных фактов гибели кораблей и подводных лодок:
21 июня 1941 года, в день начала войны, на входе в воды Финского залива подорвался на мине и затонул эскадренный миноносец «Гневный».
23 сентября 1941 года на входе в Финский залив подорвался на мине прибывший в Кронштадт на ремонт крейсер «Максим Горький».
В августе 1941 года во время эвакуации из Таллина погибли 46 кораблей и судов, в том числе 5 эскадренных миноносцев, 2 подводные лодки, 2 сторожевых корабля, более 10 тысяч человек.
Во время эвакуации военно-морской базы Ханко осенью 1941 года погибло 25 кораблей и судов, в том числе 3 эскадренных миноносца, 2 подводные лодки, сторожевой корабль, около 4 тысяч человек.
Из состава Балтийского флота в годы войны погибли 15 эскадренных миноносцев, главным образом в Финском заливе, 38 подводных лодок, 24 из них в Финском заливе. Случаи гибели были и в послевоенные годы при выполнении траления.
Исследования продолжаются
Исследование дна Финского залива продолжается. К примеру, несколько лет назад ВНИИ океангеологии по заказу отдела природопользования сосновоборской администрации проводил съемку поверхности дна Финского залива северо-западнее мыса Устьинский. На обследуемом участке гидролокатор обнаружил три затонувших судна и много объектов техногенного характера – кабели, тросы, бетонное кольцо диаметром 8 метров. Некоторые утверждают, что это «продукт» строительства ЛАЭС. Свидетели и специалисты, занимавшиеся поставками оборудования на станцию, полностью отвергают эту версию, потому что доставки оборудования морем не было, так как не было пирса, куда могли бы подойти грузовые суда. Поэтому это еще одна неразгаданная тайна подводного мира, в который 7 июня этого года погрузятся дайверы – участники экологической акции.
Подготовила Надежда Михеева При подготовке использованы публикации О. Тарасова, исторические материалы, предоставленные председателем клуба «Катран» В. Большаковым, интернет— материалы и книга Ю. Г. Степанова, И. Ф. Цветкова «Эскадренный миноносец «Новик».