Особую роль я отводил Генеральному Плану Соснового Бора как основному градостроительному документу. А чтобы он был не формальным и действительно основным документом, надо было в него вложить и соответствующее содержание.
В 1975 году первый Генеральный план Соснового Бора, созданный когда Сосновый Бор был уже в ранге города, был разработан Ленинградским проектным институтом (ВНИПИЭТ) при самом активном нашем участии. Он был принят на сессии Горсовета в условиях широкой гласности. Фрагменты его были вывешены в здании горсовета и на улицах города. Ему мы придавали исключительное значение. Разработке его был придан не формальный характер. Бывает, о нем помнят только в момент его принятия.
Постоянный контакт с авторской группой ВНИПИЭТа Акутиным В.Ф., Паскаренко Е.Ю., гласность и обсуждение хода работ с руководителями предприятий, депутатами и населением позволили создать прекрасный проект, который стал основным законодательным после утверждения Горсоветом и Леноблисполкомом в 1975 г. документом города на длительный период. Макеты Генерального плана были выставлены в Доме культуры как в ходе обсуждения, так и после. На улицах города были смонтированы и долго еще стояли специальные стенды с укрупненными элементами плана города.
Генплан был рассчитан на город с численностью 50-70 тысяч жителей и практически определял основные пути его развития и во многом определил его нынешний облик. Город при мне уже достиг проектной численности. Это, конечно, счастливый случай реализации Генерального плана с начала и до его фактической реализации.
Разработка плана — важное дело. Да его и сделать можно по-разному. В данном случае его выполнял замечательный коллектив, замечательного института при активном участии Горисполкома. Но важно не только принять план, но и обращаться к нему в повседневной жизни, не гнуть отсебятину. Часто бывает, что и текста Генплана не найти. Это я наблюдал в разных ситуациях. Так случается, если Генплан — формальная пустышка, либо пустышка в голове тех, кому надо о нем помнить всегда. Важно наметить и пути его реализации.
С гордостью могу сказать — мы это сделали. Поэтому Генеральный план у меня был всегда рядом в кабинете. По нему я рассказывал нашим гостям города и членам исполкома о его реализации.
Была сформирована группа авторского надзора за реализацией Генплана и размещена в городе. Для этого были изысканы помещения. Всячески поддерживалось строительстве филиала ВНИПИЭТа во главе с Чуйковым В.В. Хорошие взаимоотношения были у меня с директорами ВНИПИЭТа, в т. ч. Седовым В.М., а затем и Курносовым В.А. Были выделены территории для строительства производственной базы, оказывалась поддержка при строительстве основного корпуса филиала. На льготных условиях со стороны города возводилось 13-этажное здание для проживания проектантов.
Старался поднять общественный статус одного из авторов проекта 2-го микрорайона Савченко Ю.Т. Я постоянно напоминал гостям и горожанам о первых строителях и проектантах. Привлек Савченко Ю.Т. к доработке проекта и авторскому надзору детского городка “Андерсенград” в период его достройки, на завершающем этапе его ввода, приглашая на еженедельные оперативки, которые я проводил прямо на площадке. Помог ему в дальнейшем получить специально построенные помещения для его личной мастерской…
Генеральным планом были определены и закреплены основные принципы городской застройки: зонирование города на промышленную и селитебную зону. Микрорайонная застройка города, определена центральная часть города, основные транспортные магистрали, подъезды и выходы города к железной дороге и станциям, расположение застройки относительно моря и прилегающих озер, въезды и выезды из города, соотношение жилья и зданий общесоциального назначения, расположения спортивных комплексов. Генпланом было предусмотрено и другое.
Реализация Генерального Плана на всех стадиях проектирования и строительства — от Генерального плана, проектов детальной планировки и застройки до проектов озеленения, благоустройства и художественного оформления, проектов объектов позволяла комплексно решать создание жилой среды. Это было результатом совместной работы Горисполкома, архитекторов, художников-дизайнеров, дендрологов и других специалистов — единого авторского коллектива. Большое значение для качественного осуществления застройки имело систематическое ведение авторского надзора.