Сосновому Бору нужен Краеведческий музей! О великодержавной спеси, или почему мне стало стыдно
Сосновый Бор и окрестности с полным основанием можно считать эпицентром этнографической катастрофы. Да, я про местное население - на территории нашего, как это теперь принято выражаться, муниципального образования, когда-то существовали три местные культуры - водская, ижорская и финнов-ингерманландцев. Жили в начале века и русские, но в подавляющем меньшинстве. Первым этапом катастрофы стало строительство фортов, когда в какой-то момент было дано негласное указание не давать финнам работу на строительстве. Но это полбеды. Очевидно, уже тогда не исключалась мысль, что Великое княжество Финляндское благополучно отвалится от метрополии и обретет независимость. Да в общем оно и было территорией сравнительной свободы, когда еще в войну 1812 года не желавшие в солдаты крепостные с нашего берега удирали через залив. Второй этап - 30-е годы, третий - депортация во время войны с запретом возвращаться обратно, и именно эта черная полоса в паспорте и отличала депортацию от эвакуации. Ну а потом... Потом - Всесоюзная комсмомольская стройка. И вот что удивительно. Три предыдущих этапа местное население худо-бедно пережило, несмотря на то, что еще в начале прошлого века финские лингвисты говорили о том, что, например, водский язык исчезнет через три-четыре поколения. Но даже еще на моей памяти финскую речь (не знаю, чью именно) можно было довольно часто слышать даже в электричке.
Но потом сюда хлынул поток народа из разных уголков страны. Хлынул резко, в течение всего двух-трех лет население поселка, а потом и города увеличилось в разы. Выглядело это так. 1 сентября в школе было два класса в параллели - к концу года их становилось 7-8, если не больше. То есть количество приезжих за несколько лет превысило количество коренного населения. Это один моментэ.
Второй - то, что приезжее население не так уж стремилось понять, что здесь что-то было и до них. Ехали на пустое место, как считали. А в подавляющем большинстве народ и сейчас считает, что приехали на пустое место и все построили. Что место было не пустым - до людей не доходит. Вообще говоря, если бы в свое время не появилась в городе одна замечательная женщина и не собрала кружок красных следопытов, мы бы и историю Отечественной войны благополучно бы растеряли, несмотря на все мемориалы.
Ну и вот. пришли мы вчера на праздник, все идет своим чередом, все прекрасно и здорово. И вдруг одна женщина - неплохая в общем тетка, много лет хорошо работала, активистка и всякое такое, - начинает рассказывать о том, что в Вистино есть музей, и что в наших краях жили люди, говорившие на чухонском языке, который не понимали ни русские, ни шведы, ни литовцы и т.п. И так это самоуверенно она это делала. И в голову ведь не влетело, что люди, говорившие на этом - отнюдь не чухонском - языке - вот прям сейчас сидят рядом с ней в зале. Тетка не глупа, и в музее в Вистино она действительно была, и на вечер этот пришла. Ну про языки там было кому рассказать, но дело не в этом. А во всем этом просто та самая великодержавная спесь, когда народ приезжает в другое место - и, не заботясь о том, что где-то был свой уклад, своя культура, свои традиции - просто все сметает и устанавливает свои порядки. Государство нередко ему способствует - ну во всяком случае в прибрежных районах советская политика была зачастую направлена именно на это. И ведь во многих случаях сами же пострадали - в республиках, например. Тут же - просто смели все, что было.
Короче, лишний раз уврепилась я в мысли, что нужен Сосняку хороший краеведческий музей, как бы кто из пришельцев этому ни сопротивлялся. И что заявления о том, что городу 40 лет, идеологически вредны. И что три деревни, на месте которых возник Сосняк, никому не интересны, тоже вредная позиция, как и та, что кроме Росатома у нас ничего нет. Короче, вреда хватает. Как с этим бороться, примерно ясно.
источник фото взял здесь
|