Семейные знаки народа водь
Семейные знаки известны у многих финно- угорских народов: ливов, эстонцев, финнов, саамов, мордвы и мари.( Saar, Teodor. 1998.Kihnu raamat. Tallinn.). Есть они и у води.
Впервые о существовании семейных знаков(talo-merkid) я узнала из статьи Д.Золотарёва (Д.Золотарёв. 1927.У ижор.Труды Ленинградского общества изучения местного края 1.Ленинград.стр.139-148). Описывая быт и культуру также и водских деревень Пески, Лужицы и Краколье, он упоминает использование домовых знаков"тало-мерккат"(правильно "тало-мерк|ит"). За разъяснением я обратилась к самой старой жительнице д. Лужицы Анне Алексеевне Юдиной 1906 года рождения. Она сказала: " В каждом доме был свой тало-меркки, они были извечные", и рассказала о некоторых из них. Опрос местных жителей показал, что лишь немногие помнят семейный знак своего отца, так как широкое использование их прекратилось ещё до войны и редкие знаки "дожили" до начала 60-х годов.Это связано с тем, что семейные знаки использовались при делении покосов, когда каждый хозяин после дележа помечал свой участок "жеребьем"-колышком, на котором рисовал, вырезал или выжигал свой семейный знак.
Дольше всего сохранялась практика нанесения семейных знаков на брёвна при заготовке дров. Помечалось каждое бревно." Зачем ты это делаешь?"- спросил Сергей Ефимов у своего отца." Лесник когда прийдетдогда увидит, что у нас всё убрано, сучья сожжены". Зинаида Савельева 1938 г.р. коренная лужицкая вожанка, теперь живёт в Краколье (Йыгыперя), поясняет: "Деньги за деревья платили вперёд, лесники обходили участки, по семейным знакам определяли хозяина, если было всё впорядке, половину денег возвращали". Но не только на жеребьях и на дровах ставились семейные знаки. Рыбаки наноси-ли их на поплавки, чтобы не перепутать сети. Помечались ими предметы быта и ору дия труда.Можно было увидеть семейный знак на строениях: сарае, амбаре, фасаде дома, где он, возможно, имел значение оберега. Н.Лукин 1937г.р вспомнил, что видел семейный знак на об-ратной стороне фотографии. (Использовался в качестве росписи владельца?) Известно,что вотяки "вместо подписи используют заручительные знаки"/Георги И.Г. 1799г.Описание всех обитающих в Российском государстве народов, их житей-ских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, упражнений, забав, вероисповеданий и других достопримечательностей.СПб/.Найденные и опубликованные расписки крестьян Ингерманландии 18 века подтверждают,что это возможно.
Семейный знак представлял собой простую геометрическую фигуру. Сын, который оставался после смерти отца в родном доме, наследовал мерку отца. Отделившийся сын до-бавлял к геометрическому знаку дополнительную чёрточку. При сохранении рода и большом его разветвлении семейный знак мог быть достаточно сложным. К сожалению, про-стые семейные знаки ваддя говорят об обратном.
20 век - век реформ и революций не мог не отразится и на семейных знаках. Всё чаще геометри-ческая фигура стала заменятся именными буквами: имя собственное плюс имя отца. Буквами расшивалось приданное невесты, полотенца, которые вешали на намо гильные кресты. В водском музее в деревне Лужицы хранится дуга с буквами "Т" и "П". Владелец - Петр Филиппович Терентьев (1882-1957). Иногда в качестве семейный знак используется рисунок, как, например, у Натол Ванька, он же Степанов Иван Михайлович (1861-1948г.г.) "Всю жизнь с то-пором проходил, вот и нарисовал топор"- рассказывала мне его дочь Лаврентьева Февронья Ивановна (1912-2002г.г.)
Интересные сведения о личных знаках на Руси приводит Леонид Латынин в статье "Язычество Древней Руси в Народном Искусстве - игрушке, прялке, вышивке." "Некоторый след в орнаменте конечно же оставили и бытовавшие в давние време-на на Руси и так называемые "знаменья , "подрезы", "затёсы", "тамга" - бортные и другие знаки, те знаки, которыми примечались принадлежащие данному хозяину ульи (борты), поляны, участки леса, владения. Так, по сведению летописи, Ольга, объезжая свои земли, ставила "знаменья, места и повосты". В актах шестнадца-того и семнадцатого столетия даются описания бортных, личных знаков " Коса на черте", "Калита с поясом", "Знамя", "Борода, в исподе тень","Соха вверх рогами, другая к земле рогами..." Один из лужицких жителей так же образно представил свой знак эстонским исследователям: "нику анкури" (как якорь). Версию о происхождении семейных знаков высказал К. Улъяночкин в статье "Старинные Ингерманландские крестьянские гербы"/Инкерин уутисет.Соседи.2002 г./ "Крестьянские гербы (фамильные знаки), похожие на древние скандинавские руны, имеют широкое распространение на всём побережье Балтийского моря. В Швеции, Финляндии, Карелии, Ингрии и Эстонии до сих пор сохраняются рунические знаки, выбитые на прибрежных скалах.
Древние рунические надписи можно считать прообразом крестьянских фамиль-ных знаков, т. к. они утверждали право собственности варяжских князей на вновь открытой территории. К таким же надписям относится камень из Гренландии (около 13 00 года), Датский камень из Ютландии(около 600 года), Голландский камень(800 год) и надписи на острове Валаам в Ладожском озере (10 век). Рунические надписи изображались на рабочих инструментах и предметах обихода варягов, здесь они носили магический характер и были посвящены древним гер-манским божествам. Позднее древние рунические надписи трансформировались в личные фамильные знаки жителей побережья."
Исследование тало-меркит ( семейных знаков) - одна из интереснейших тем в изучении истории народов Ингерманландии, которое, возможно, приблизило бы нас к пониманию некоторых тайн водской истории.
Татьяна Ефимова
|