Музей «Живая старина» расположен в школе №1, в одном из классов. Руководитель музея «Живая старина» - Матаева Антонина Ивановна. В течение 10 лет актив ребят с руководителем Музея собирает и хранит литературу, экспонаты, иллюстрированные и газетные материалы.
Услугами Музея пользуются школы города, детские сады, студенты областного университета им. А.Пушкина, проживающие в г. Сосновый Бор.
Руководителем музея разработана авторская программа. Она эффективно влияет на учебно-воспитательный процесс, расширяет культурный диапазон учеников и учителей. Знакомство учащихся с русскими традициями развивает их. «Кто соблюдает традиции, тот достоин поклонения», - говорим мы на лекциях в Музее.
И еще напоминаем постоянно:
Забудешь традиции- Забудешь своих предков, Забудешь своих предков- Забудешь свое имя.
Важным моментом программы является освоение учащимися истории родного края, этнического прошлого своего народа, знакомство с традиционным бытом, предметным окружением, народно-прикладным искусством на всех возрастных ступенях. Свою задачу музей видит не только в том, чтобы знакомить со старинными экспонатами, но и в том, чтобы на подлинных образцах воспитывать молодое поколение, сохранять и продолжать традиции народной культуры. Посеять в душах детей любовь и исконно русским нравам и обычаям.
Музей ведет большую работу по сбору экспонатов старины, в результате которой его фонд насчитывает более 350 предметов, из них 110 - подлинные и более 150 - предметы научно-вспомогательного фонда.
То обстоятельство, что фонд музея формировался с 1995 года, определило некоторые особенности собрания предметов старины: почти все они датируются не старше второй половины Х1Х века. В экспозиции музея имеются разделы: Подворье Древней Руси Семейно- бытовые обряды Традиции и ремесла и пути их возрождения. Культура русского народа и ее вклад в общечеловеческую культуру и другие. В музее был создан Уголок Православия. Здесь подрастающее поколение получает знания об истории христианства, так как оно играло и играет значительную роль в культурной, общественной жизни нашей страны.
Гордостью музея является коллекция самоваров (9 предметов), из них шесть самоваров - начала ХIХ века. На медалях проставлены даты -1902 год. Есть самовары тульских мастеров Баташовых, Лисицыных.
Есть и подлинные фотографии (8 единиц) конца ХУШ - начала Х1Х в тех мест, где сейчас вырос наш город Сосновый Бор.
Коллекция утюгов (9 штук) - тех, что были литые чугунные, а потом разогревались древесными углями. А начиналось все со скалки и рубеля, которые тоже экспонируются в музее. Есть и старинные книги конца ХУШ и начала ХIХ века: « Великопостная триодь», « Библия», журналы «Нева» и другие, старинные купюры, монеты, альбомы.
Коллекция прялок (7 экз.) выявляет особенности типов прялок, бытовавших в нашем крае в конце ХХ в. Делали их в каждой семье для своих нужд. Есть прялка, которой 135 лет, найденная в деревне Устье.
Изготовлением гончарных изделий - горшков, кринок, кувшинов подвесных рукомоев - занимались в Ленинградской области повсюду, где имелись залежи глины. Керамика наших мест помещена на посудной полке «Суднике». Здесь же стоят лукошки, корзины, которые плели диагональным плетением. Плетут и сейчас на уроках труда в нашей школе вместе с преподавателем Лукиным Ю.Е.
В центре внимания - национальные костюмы, выполненные с документальной точностью учащимися и преподавателями труда Вовченко Л.В., Новоженцевой К.И. и Смирновой И.В.
Женские головные уборы на Руси отмечались необыкновенным многообразием. Гордостью музея является кокошник (конец 18-нач.19 века) - головной убор из расшитой ткани. Для его отделки использовался перламутр, бисер, золотошвейная ткань.
Большой интерес всегда вызывает у детей тема: «Жизнь и быт, обычаи и традиции русских, ижор, води, которые жили в нашей местности». Используя материалы музея, школа формирует у учащихся уважение и интерес национальной культуре местных народов - культуре многогранной, богатой многообразными традициями и обычаями.
В музее проводится и поисковая работа, она направлена на сохранение исторической памяти народа. Вне памяти, вне традиции истории и культуры нет личности. В музее проходят спецкурса для учащихся начальной и средней школы «Моя родословная» (cоставление генеалогического древа своего рода).
Музейные занятия дают детям познавательный материал, а также способствуют их эмоциональному и интеллектуальному развитию.
Для музея важно не столько обучение, сколько эстетическое и нравственное воспитание, формирование внутренней культуры ребенка. За учебный год через музей проходит до 3 тысяч человек.