На протяжении многих лет я целенаправленно занимаюсь вопросами сохранения исторического наследия земли, на которой стоит наш относительно молодой город Сосновый Бор. И поэтому поддерживаю недавнее решение Городского совета о присвоении одной из улиц нашего города имени знатного строителя Ивана Семыкина. Это было сделано по предложению депутатов Рябова В.С. и Воронкова М.В.
Считаю необходимым дополнить историю этого вопроса.
Вопрос об увековечивании имени безвременно ушедшего И.И. Семыкина и присвоении его имени одной из улиц поднимался фактически сразу после его кончины в 1981 году. Предложения соратников этого выдающегося человека, а также пожелания многих горожан — первостроителей города нашли отражение в моих статьях в городской газете «Маяк прогресса»: «С чего начинается история?» от 28 июля 1987 г. и «Улица, улица родная» от 6 октября 1990 г.
Тогда же было впервые предложено внести на карту города имена Александра Невского и Петра Великого. Эти улицы, как известно, в Сосновом Бору появились.
Напомню о других предложениях.
Наш город, рожденный, можно сказать, на гребне научно-технической революции, почему-то пока забывает гениального родоначальника всей российской науки и техники, а также многих направлений отечественной культуры и искусства — М.В. Ломоносова, русского Леонардо. А ведь именно он был владельцем земель, где мы нынче проживаем. Он создал селе Усть-Рудица, что совсем рядом с нашим городом, уникальный научно-технический центр своих исследований, построил фабрику стекла и керамики, по существу, первое на Руси механизированное производственное предприятие. Считаю, что улица Ломоносова обязательно должна быть в городе.
Уместным было бы отразить в городских названиях и знатное имя семьи Раевских — друзей великого Пушкина, в прошлом владельцев мызы в деревне Кандикюля. «Стольники и воевода…Генерал…и декабрист. У него в лихие годы путь и странен, и тернист». Так написал о своих предках известный российский поэт Анатолий Жигулин. Раевские были в родстве с потомками Ломоносова, владевшими землями на протяжении почти двух веков. К этим великим именам по родственной линии примыкают и Вяземские, самые близкие друзья Пушкина – они стали последними владельцами деревни Кандикюля. Важно отразить в топонимике и историю двадцатого века. Героическая гибель трех эсминцев в Копорском заливе в 1919 году — крупнейшая трагедия Гражданской войны, унесла жизни почти пятисот русских матросов и офицеров.
В восьмидесятых годах городская власть поддержала мое предложение об установке памятника «Реквием трем эсминцам». Было даже выбрано место – кольцо дороги на пересечении улиц Солнечная и Красных фортов (как народ говорит: у моряков). Был объявлен конкурс проектов этого памятника, скульптор Г. Джангулов и архитектор Ю. Савченко представили первые эскизы такого... К сожалению, этим и закончилось. Не появилась у нас и улица Трех эсминцев.
Недостаточно полно, на мой взгляд, представлена в городе героическая оборона нашей земли в годы Великой Отечественной. Нет имени Пятой морской бригады — главного защитника рубежа по правому флангу Приморского плацдарма (точное название 5-я ОБМП). Нет улицы Виктора Вересова, посмертно удостоенного звания Героя Советского Союза за подвиг в бою на реке Воронка.
Список имен героев-воинов, защитивших нашу землю в грозные годы, можно продолжить. Как мы отразим эти имена в каменной летописи города – это, конечно, задача непростая. Главное, их нельзя забыть. Нельзя допустить, чтобы наши дети и внуки их попросту потеряли…
Это требование в равной мере определяет и наше отношение к современникам — героям трудовых свершений на сосновоборской земле.
Наиболее яркими представителями плеяды Героев Труда, руками и помыслами которых создавался наш город и ядерный энергокомплекс, сегодня, на мой взгляд, являются два человека. О первом из них — Иване Ивановиче Семыкине уже было сказано.
Но три года назад, к сожалению, весьма скромно в нашем городе был отмечен 80-летний юбилей Константина Андреевича Коблицкого, выдающегося руководителя-монтажника, Героя Социалистического Труда и кавалера многочисленных орденов, лауреата государственных премий. Этот человек руководил главными монтажными подразделениями на крупнейших ядерных объектах страны, в том числе и сосновоборским МСУ-90, ставшим в дальнейшем базовым предприятием Холдинга «ТИТАН-2».
Два выдающихся руководителя крупнейшей стройки – монтажник Коблицкий и строитель Семыкин плечом к плечу – каждый на своем ответственном посту — осуществили возведение города и Ленинградской АЭС – головного энергогиганта в серии АЭС с реакторами РБМК.
Вот почему я считаю, что Городской совет депутатов должен рассмотреть вопрос о присвоении имени Коблицкого К.А. одной из новых улиц северо-западного района города, по соседству с улицей Ивана Семыкина. Надеюсь, что это предложение найдет достойный отклик в сердцах руководителей, рабочих и служащих концерна «Титан -2».
Об увековечивании имен сосновоборских Героев Социалистического Труда и Героев Советского Союза следует сказать особо.
Нашему молодому и сравнительно небольшому городу судьба подарила рекордное количество таких выдающихся «звезд». К сожалению, многие из них уже ушли из жизни. Как подсказывает опыт других городов, лучший и самый наглядный путь сохранения памяти о таких героях – это создание городской «Аллеи героев», где будут представлены бронзовые бюсты всех выдающихся земляков.
Нельзя нам потерять и имена, пришедшие, так сказать, из древности глубокой. Это, прежде всего, названия деревень, уходящих в небытие в связи с развитием городских кварталов. Вот уже нет Устья – населенного пункта с почти тысячелетней историей. Как сохранить его – вопрос особой важности.
В этой связи, на мой взгляд, может помочь и предпринимательское сообщество. Много в городе частных магазинов, клубов, салонов и т.п. Но присмотритесь к их названиям! «Канцлер», «Эвридика», «Робин Гуд», «Элефант» и т.п. Возможно, эти импортные названия-клички звучат громко, вернее зазывающее. Но…
Ребята и девчата – предприниматели! Давайте вернемся к нашим корням, от которых мы, в сущности, и должны питать свою душу. Давайте, так сказать, насаждать в нашем городе культ народной мудрости, духовности и патриотизма. Давайте подарим своему любимому городу замечательные, родные русскому сердцу названия!
Вот мягкое и ласковое – «Коваши». Вот «Ручьи», будто в тихом лесном сумраке журчащие. Вот «Долгово» — пропитанное морской солью и тягучее, как рыбацкая сеть. А как прекрасны «Лужки» — словно солнечным сиянием озаренные…
Еще один пример. Сейчас стоит на месте знаменитого на всю Россию старинного Калищенского стекольного завода развлекательный клуб с космическим названием «Юпитер». А почему не «Калище» — древнейшее русское слово с обязательным ударением на первом слоге, с дымком прокопченных земляных печей, где в ядреном жару отжигался древесный уголь, необходимый для выплавки металла из болотной торфяной «руды»?! Все в этом слове есть — и блеск отточенных серпов, и стук топоров, и звон мечей, отбивавших атаки неприятеля на стенах крепости Копорье. Еще раз подчеркну: нельзя предать забвению эти истинно народные названия. История нам этого не простит. И это не громкие слова.
…Рождаются на листах и в компьютерных файлах архитекторов новые и новые кварталы нашего города. И уже сегодня необходимо наполнить глубоким историческим смыслом их будущую жизнь. Уже сегодня необходимо нанести на каменные страницы летописи города имена, олицетворяющие нашу ПАМЯТЬ и нашу СЛАВУ.