Поселок Лебяжье – совсем недалеко. Он небольшой, но, как и любой населенный пункт, имеет свою историю – и очень интересную при том! В глубокой древности здесь находилось поселение Кархила или Керчёла. Оно входило в состав Водской пятины Господина Великого Новгорода, а затем и Московского государства. Долгое время селом владели шведы. После освобождения прибрежной полосы от шведов в ходе Северной войны Петр I подарил здесь участок земли одному из своих полководцев — Б. П. Шереметеву. Он и его наследники около сотни лет владели мызой Лебяжье. Именно при них и появилось нынешнее поэтическое название поселка. По ревизии 1795 года в мызе насчитывалось 22 человека мужского пола. Они работали на пашне. Правда, отмечалось, что хлеба и покосы тут так себе. В начале XIX века Шереметевы продали мызу. В разное время ей владели Салтыков-Щедрин, купивший Лебяжье у инженер-генерала Амосова – усадьба великого сатирика называлась «Монрепо», совсем как знаменитый парк в Выборге. А в переводе это значит – «Мое убежище». Правда, Салтыков-Щедрин владел Лебяжьим недолго – финансовые трудности заставили продать новым владельцам. С конца XIX века это – дачный поселок, излюбленное место отдыха петербуржцев.
Широкую известность Лебяжье получило с 1867 года, когда здесь на восточной окраине посёлка возникает Лоцманское селение, где жили лоцманы-мореходы, проводившие суда с внешнего рейда в Кронштадт и Санкт-Петербург. В 70-х годах прошлого столетия в Лебяжье открывается лоцманская школа на правах мореходной. Она была самой большой в России. Занятия вели самые опытные лоцманы. Помимо общеобразовательных предметов преподавали и специальные дисциплины — навигационные средства, кораблевождение, морскую терминологию и другие. Долгое время лоцманская школа в Лебяжье была единственной в России, готовившей опытных мореходов.
ЛОЦМАНСКОЕ СЕЛЕНИЕ
Если ехать из Соснового Бора в Петербург – этот район Лебяжьего будет ближе к Чайке, почти перед самым погранпостом. Однотипные, но красивые домики, утопающие в зелени. Справа от шоссе покажется каменная церковь этакого полуготического вида, слева – деревенская улица, спускающаяся к заливу. Это – знаменитое Лоцманское селение, единственное в своем роде. Цех лоцманов был основан в 1864 году. Лоцманы должны были проводить корабли от Толбухина маяка (того самого, который прекрасно видно из окна электрички, не доезжая Лебяжьего) в гавани Санкт-Петербурга и Кронштадта. И тогда же было решено, что все лоцманы должны жить рядом. Стали искать подходящий участок земли – и нашли его здесь, в Лебяжьем. Правда, денег у цеха тогда еще было мало, поэтому участок небольшой. Однако у лоцманов было все, что нужно для нормальной жизни! В 70-е годы там открылась лоцманская школа – единственная в стране. Образование она давала основательное. Это была самая крупная школа, готовившая квалифицированных мореходов. Была здесь и церковь, и лоцманское собрание – кое-что сохранилось и сейчас. Правда, в очень ветхом виде. В домах-то люди по-прежнему живут – потомки тех самых лоцманов и просто дачники. А вот то, что не использовалось по прямому назначению – несколько десятилетий приходило в негодность. Правда, сейчас постепенно реставрируется.
Лоцманы всегда были верными сынами нашего Отечества и надежной опорой безопасного мореплавания. Поэтому сохранение Лоцманского селения важно не только для нынешнего поколения, но и для будущих. В селении до сих пор находится множество зданий и сооружений, напоминающих нам о редкостном, беззаветном служении государевых людей своему делу. Работа по приданию Лоцманскому селению статуса исторического памятника ведется еще с 1991 года. Одна из основных проблем заключается в отсутствии двух необходимых положений, регламентирующих критерии для определения исторической ценности объекта. А без этого, увы, ничего не бывает. Без законодательной поддержки решить проблему этого уникального места практически невозможно. Сегодня даже не определены четкие границы заповедной зоны. После передачи в 1919 году поселка Лебяжье военно-морскому ведомству были утрачены многие важные документы, определяющие прохождение границ заповедника. В настоящее время поселок находится на балансе Ленинградской военно-морской базы, но фактически многие здания принадлежат другим организациям. Так, дом лоцманского собрания, имеющий особую историческую ценность, был передан церковному приходу. Активисты и общественные организации неоднократно поднимали вопрос о передаче Лоцманского селения под патронаж муниципальных властей. Однако местные власти пока не готовы принять объекты селения на баланс в связи с дефицитом бюджета. Многие дома, принадлежащие местным жителям, находятся в аварийном состоянии и нуждаются в серьезном ремонте. Немало неприятностей приносит и размытие берега, представляющее серьезную угрозу строениям, расположенным у края побережья. Кроме того, зафиксированы случаи незаконного возведения коттеджей на территории Лебяжьего.
Когда-то поселок Лебяжий считался одним из наиболее благополучных в экологическом отношении. Теперь же этого с уверенностью сказать нельзя. Такое положение во многом объясняется потребительским отношением к природе края. К примеру, водоемы поселка регулярно загрязняются приезжими отдыхающими, явно не осознающими пагубные последствия своих действий.
Традиции и уклад жизни морских лоцманов, действительно, заслуживают самого пристального изучения. Потомки петровских лоцманов, приехавших из Финляндии, они жили отдельным анклавом и оставили после себя немало объектов, имеющих бесценное значение для отечественной истории. Помимо домов и общественных зданий, усилиями обителей селения также были возведены каменные ряжевые укрепления, долгое время защищавшие балтийское побережье от затопления. К сожалению, до сегодняшних дней они не сохранились.
А еще лоцманы занимались выращиванием сосен. Казалось бы – ну что тут такого уж необычного? Сосен в наших краях полно. Но, проезжая Лебяжье, обратите внимание. Почти во всем поселке сосен нет. Растут здесь в основном другие деревья – как и в любом давно заселенном месте. Сосны – именно в лоцманском селении, и такие, каких нигде в округе больше нет. Выращивали здесь корабельную сосну – для разных морских нужд. И ведь сохранили.
ДВА ХРАМА НИКОЛЫ ЧУДОТВОРЦА
…И вот я иду по Лоцманскому селению – от шоссе вниз к заливу, по той самой улице, где написано «Храм». По правую руку вижу двухэтажное здание, которое нисколько на храм не похоже – ну разве что крест сверху. Это и на самом деле не совсем храм. То есть не только он. Здесь было на первом этаже лоцманское собрание, а церковь – на втором. Освящал ее сам Иоанн Кронштадтский в начале прошлого века.
А в начале XX века денег у цеха лоцманов стало достаточно, и они решили построить каменную церковь – по другую сторону дороги. Начали строительство в 1912 году, а тут – первая мировая война, революция и прочее. Церковь все-таки достроили, хотя и не так, как хотели. А вот успели освятить готовый храм или нет – никто уже не помнит. Впрочем, наверное, освятили – уж очень там рядом спокойно.
В советское время в обоих храмах было то же, что и везде – склад, клуб, просто пустые помещения. Сейчас – все передано церкви. Деревянный храм восстановлен, а в лоцманском собрании расположен детский центр. Каменный – постепенно реставрируется. Службы там идут, и многие сосновоборцы туда ездят.