Город начинается с вокзала...
Если театр начинается с вешалки, то город начинается с вокзала. И мало кто знает, что нашему вокзалу в прошлом году исполнилось 100 лет. Первоначально он был деревянный, но позднее перестроен и принял современный вид. В настоящее время железнодорожное сообщение электрофицировано (к сожалению, только до нашего города) и о паровозном прошлом напоминают только огромные линии по заправке водой паровозов, расположенные с той и другой стороны действующей железнодорожной платформы. От самой же водонапорной башни, не осталось и следа.
За вокзалом виден надземный переход через железную дорогу, который был специально построен для работников НИИ, так правда и недостроенного в лихие 80-90-ые годы. Дабы приехавшие из Ленинграда могли безопасно шествовать в свой институт и не мешать движению дизель-поездов в Котлы, Веймарн, Гдов. Ныне эти поезда отменены, как экономически невыгодные для РЖД, но так необходимые для нашего атомного города.
Если продвигаться дальше от вокзала в город, там где сейчас расположены бывшие Машиностроительный и Рыбоконсервный заводы, до революции размещался Стекольный завод. Он был одним из крупнейших в России и Европе. Там работали не только жители окрестных деревень, но также и бельгийские специалисты, для которых был построен специальный посёлок. На старых почтовых открытках, которые размещались в экспозициях музея Боевой Славы нашего города, можно увидеть и корпуса завода и узкоколейную железную дорогу, по которой продукция с завода доставлялась на причал на Устьинском мысу. Оттуда баркасами стекло развозили на крупные суда для дальнейшей продажи. Ныне, к сожалению, сохранилась только насыпь узкоколейной дороги и один единственный дом (около здания прокуратуры). История завода очень интересна и поучительна, о ней написано несколько очерков местным краеведом Виктором Того, но увы, ныне покойным.
В годы Первой Мировой войны завод практически обанкротился, т.к.дорогое легерное и богемское стекло, на котором специализировался завод, стало практически ненужным. Пришлось производство перепрофилировать на дешёвое (но нужное) бутылочное.
Но при захвате этих территорий в Гражданскую войну войсками Юденича, завод был уничтожен, а оставшееся оборудование вывезено в Эстонию.
Продвигаясь дальше в город, мы проходим по мосту через реку Коваш и если посмотреть вниз, то можно увидеть "бочки" старого деревянного моста, которые хорошо сохранились.
Если с этой, левой стороны реки краевед может разглядеть развалины, оставшиеся от Стекольного и Рыбоконсервного заводов, то перейдя через мост, можно увидеть напоминание о войне - дот времён Великой отечественной. Правда, до этой линии обороны противник так и не дошёл. Слева от дороги во время войны, размещались артиллерийские батареи и дорога была только в деревню Устье.
Итак, мы вошли в наш город, историю о его интересных местах мы продолжим в следующих очерках.
Вакуленко Евгений Евгеньевич
****
Хочу выразить огромную благодарность Евгению Евгеньевичу и Ольге, благодаря случайной встрече которых был написан этот материал и - жду продолжения
|