Все современные автомобильные двигатели снабжаются воздухоочистителями для защиты их трущихся деталей от пыли. Обычно воздухоочиститель оказывает незначительное сопротивление проходящему через него воздуху.
Однако сопротивление воздухоочистителя, зависящее от проходных сечений и от его засоренности может заметно возрастать в процессе эксплуатации.
Хотя сопротивление воздухоочистителя и не оказывает существенного влияния на наполнение двигателя горючей смесью вследствие его небольшой величины, оно может значительно влиять на состав смеси. Последнее объясняется тем, что воздухоочиститель подобно воздушной заслонке уменьшает количество проходящего в двигатель воздуха и одновременно повышает разрежение в диффузоре карбюратора, вызывая увеличенное истечение топлива из жиклеров.
Чтобы устранить влияние сопротивления воздухоочистителя на состав смеси, поплавковую камеру карбюратора сообщают не с атмосферой, а с входным патрубком карбюратора через специальный канал 3 (рис. 73). Сообщение с входным патрубком иногда называют балансировкой поплавковой камеры, а карбюраторы, имеющие такую поплавковую камеру, — балансированными.
Во время работы двигателя во входном патрубке карбюратора возникает небольшое разрежение, во много раз меньшее, чем в диффузоре. Характер изменения этого разрежения в зависимости от режима работы двигателя примерно такой же, как и в диффузоре. Разрежение из входного патрубка по каналу 3 передается в поплавковую камеру.
Жиклеры в таком карбюраторе работают под действием разности давлений в диффузоре и в поплавковой камере, не изменяющейся при изменении сопротивления воздухоочистителя.
В карбюраторе, у которого поплавковая камера сообщается непосредственно с атмосферой, жиклеры работают под действием разрежения в диффузоре, меняющегося при изменении сопротивления в воздухоочистителе.
В одних типах карбюратора канал 3 оканчивается у стенки входного патрубка, а в других его выводят в середину входного патрубка, для чего в канал вставляют трубку 2. Срез трубки направляют против потока воздуха. Это делается для того, чтобы уменьшить разрежение в поплавковой камере при больших открытиях дросселя или частоте вращения вала. Величины жиклеров карбюратора в случае, если трубка выведена в середину потока, будут несколько иными, чем в том случае, если канал 3 оканчивается у стенки входного патрубка.
Трубку 2 устанавливают таким образом, чтобы она находилась перед закрытой воздушной заслонкой.
При сообщении поплавковой камеры с входным патрубком изменение сопротивления на входе в карбюратор, которое может являться следствием постановки и снятия воздухоочистителя или результатом его засорения, изменяет разрежение одновременно и в диффузоре и в поплавковой камере приблизительно на одну и ту же величину.
Таким образом, состав горючей смеси, подаваемой карбюратором, не изменится.
Основные жиклеры в балансированных карбюраторах должны быть несколько больше, чем в небалансированных. Для примера можно привести различие в размере жиклеров карбюратора К-14 автомобиля М-1, который в свое время пришлось переделать на балансированный.
В карбюраторе К-14 (небалансированном) главный жиклер имел пропускную способность 168 см3/мин, компенсационный — 172 см3/мин, а жиклер экономайзера — 95 см3/мин. После переделки этого карбюратора на балансированный (карбюратор получил марку К-14Б) для сохранения прежних составов смеси главный жиклер пришлось увеличить до 185 см3/мин, компенсационный до 206 см3/мин, а жиклер экономайзера — до 110 см3/мин.
Этот пример показывает, что при эксплуатации карбюратора, в котором предусмотрено сообщение поплавковой камеры с входным патрубком, необходимо внимательно следить за герметичностью поплавковой камеры. При нарушении герметичности горючая смесь, подаваемая карбюратором, заметно обогатится, а расход топлива автомобилем и токсичность отработавших газов увеличатся.
Следует отметить, что карбюраторы автомобилей высокого класса в некоторых случаях выполняют небалансированными. Устранение балансировки поплавковой камеры является вынужденной мерой для получения необходимого расхода топлива по скоростной характеристике двигателя. При холостом ходе двигателя иногда прибегают к принудительной разбалансировке поплавковой камеры (с помощью специального клапана) для предотвращения выплескивания топлива из распылителей после выключения горячего двигателя.
При отсутствии балансировки поплавковой камеры необходимо тщательно следить за состоянием воздушного фильтра.
|