Недалеко от города Сосновый Бор в лесах Кингисеппского района спряталось одно из четырех озер Котельского заказника – озеро Копанское, почти не тронутое цивилизацией. Считается, что это озеро имеет ледниковое происхождение, образовалось в доледниковых впадинах при таянии ледяных глыб. Глубина его разная – где-то до 4 метров, встречается и до 24. С Финским заливом его соединяет р. Пейпия. В начале 20 века здесь была построена пристрелочная станция для испытания торпед. В годы перед Великой Отечественной войной на берегу озера базировался военный городок, и шли научные исследования и секретные испытания. Сегодня на живописном берегу этого озера расположился санаторий-профилакторий Ленинградской атомной станции, стоят домики бывшего оздоровительного детского лагеря и базы отдыха, немного поодаль – летние домики НИТИ. Почти уже шесть с половиной десятилетий в этих местах стоит необыкновенная мирная тишина, нарушаемая всплесками разыгравшейся форели. О том, что здесь происходило в прошлом веке, напоминают лишь еле заметные очертания пристрелочной станции, частично сохранившейся под водой.
Пристрелочная станция
Необходимость создания пристрелочной станции на Балтике в начале 20 века была очевидна: прогресс торпедного оружия предъявлял повышенные требования к его доводке. Поэтому в конце 1903 года была создана комиссия по отбору места строительства новой пристрелочной станции. Предложений было много: на малом Транзундском рейде в бухте Койвисто, в Выборгском заливе и в бухте Царевна под Свеаборгом, в Кронштадте восточнее Военной гавани, на Шуваловских озерах, в Сестрорецком разливе и ряде других. Спустя несколько лет, в 1907 г., выбрали пресноводное озеро Копанское на южном берегу Финского залива, которое привлекало своей вытянутой с севера на юг формой, глубиной и прозрачностью воды. Удалось договориться и с владельцем озера герцогом Мекленбург-Стрелицким.
В конце 1907 года Обуховский завод получил заказ на строительство пристрелочной станции в виде деревянного строения на сваях, каменной электростанции с паровым котлом и динамо-машиной, специального вагона для перевозки торпед по железной дороге. Одновременно необходимо было возвести и жилые дома.
Как свидетельствуют документы, строительство началось в январе 1908 года, а в августе Обуховский завод уже испытал первую партию торпед. Для их перемещения в Копорский залив использовался миноносец «Взрыв», а от пристани, из-за мелководья вынесенной далеко в залив, торпеды предполагалось транспортировать на подвесной дороге, которая приводилась в действие электромоторами. Дублирующим средством являлась рельсовая колея, проложенная по специально установленной эстакаде. Однако дорога дала сбой, торпеды пришлось сбрасывать в воду «хвостами» вниз, а затем буксировать к берегу и до станции их перекатывали как бревна. Полученные повреждения сорвали сроки испытаний, а значит, и приемку станции.
Затем судьба пристрелочной станции передавалась в руки Морского министерства. Вновь созданная в 1909 году приемочная комиссия, как водится, выявила ряд серьезных недостатков и предложила построить железную дорогу по южному берегу Финского залива, провести телефонную линию до Ораниенбаума для связи с Кронштадтом и Петербургом и другое, в том числе касающееся экологических вопросов. В частности, среди замечаний значилось: «Всеми мерами оберегать озеро от загрязнений. Прекратить спуск жидких нечистот, устроив сливной бетонный колодец с насосом для опоражнивания».
15 июля 1910 года Копенская (название озера Копанское появилось позже) пристрелочная станция была принята на баланс Морского министерства. Ее основным и главным назначением стала пристрелка торпед, поступавших с заводов Лесснера и Обуховского.
На специальной пристрелочной водной трассе производилась выверка и установка ходовых параметров механизма движения торпед, после чего они отправлялись на флот. Практически все российские боевые корабли были оснащены торпедами, прошедшими техническую обкатку на озере Копанское.
База секретных испытаний
В тридцатых годах двадцатого века рядом с пристрелочной станцией появился военный городок, где разместились летчики эскадрильи боевых гидросамолетов МБР-2 (морской ближний разведчик), катерники торпедных катеров, базировавшихся в бухте Пейпия, и специалисты сверхсекретного научного учреждения – Осттехбюро.
Невиданные для того времени исследования и эксперименты проводили на озере военные ученые и инженеры. Здесь изучались глубинные бомбы и различное боевое снаряжение военно-морского флота. Велись успешные опыты использования (впервые в мире) в боевых условиях систем радиоуправления торпедными катерами с борта самолета. Без экипажа, подчиняясь только командам с воздуха, выходили в море такие катера. Они могли успешно вести бой сразу с несколькими кораблями противника, легко уклоняясь от самого плотного артиллерийского огня. К сожалению, эти эксперименты не удалось завершить к началу войны.
Фантастическими для своего времени были и опыты конструктора В.И.Левкова — изобретателя первых судов на воздушной подушке. На четверть века опередил этот гениальный советский инженер западных конструкторов. На отмелях озера Копанское и бухты Пейпия перед войной проходили обкатку сразу несколько различных типов невиданных катеров. Только нелепая случайность (внезапная авария) помешала накануне войны запустить такие летающие катера в производство и в дальнейшем использовать их уникальные качества в сражениях с врагом на море и суше.
Морской ближний разведчик
МБР — 2 был первым самолетом, созданным под руководством Г.М.Бериева Потребность в самолетах такого типа была велика, но дефицитный алюминий использовался исключительно при создании тяжелых бомбардировщиков. В связи с этим было принято решение сделать МБР деревянным. Были выполнены новые расчеты аэродинамичности и прочности всех конструкций и силовых систем крыла и лодки, создан практически новый проект МБР. В таком виде самолет получил название МБР-2. Самолет оказался технологичным и недорогим в производстве, обладал неплохими летно-техническими данными. Гидросамолет МБР-2 представлял собой летающую лодку смешанной конструкции. Для передвижения по площадке, спуска на воду и подъема на берег самолет устанавливали на две тележки: основную и хвостовую. В зимнее время самолет оборудовался лыжными шасси. Экипаж состоял из трех человек: пилота, штурмана-наблюдателя, борттехника.
Управления самолетом было двухштурвальным и включало правый легкосъемный и левый перекидной штурвалы. МБР оснащался фотооборудованием и приемопередающей станцией. Для связи экипажа все три кабины соединялись переговорным аппаратом. Самолет имел донный и плавучий якоря, «кошку» и прочее необходимое морское оборудование.
Опытный экземпляр был построен в декабре 1931 года. Однако в серийное производство в 1933 году он запущен только в пассажирском варианте МП-1. В сентябре 1934 года были проведены государственные испытания эталона МБР-2, в ходе которых выявились дефекты – вибрация хвостового оперения на определенных режимах полета. После устранения замечаний самолет в модификации разведчика был запущен в серию.
В 1936 году проводились испытания модифицированного самолета с двигателем М-34НБ, получившего обозначение МБР-2бис. Машина обладала недостаточной продольной устойчивостью при планировании. Одним из серьезных недостатков был плохой обзор, крепление капотов двигателя и обтекателя винта. Было рекомендовано устранить дефекты и использовать самолет в двух вариантах: как ближний разведчик и легкий бомбардировщик. Эта модификация стала основной и была принята на вооружение авиации Военно-Морского Флота. Всего было построено 1365 летающих лодок МБР-2 всех модификаций.
В первые дни войны авиаотряд, размещавшийся на озере Копанском, стал 58-й эскадрильей 15 разведывательного авиаполка ВМФ, защищавшей небо над Балтикой в самый тяжелый период обороны г. Ленинграда в августе 1941 года. Сохранившиеся документы (журнал боевых действий) свидетельствуют: «…22 июня 1941 года. 00 часов 02 минуты. Получен приказ: привести в боевую готовность береговую оборону на озере Копанское… Самолеты опустили на воду. Объявлен сбор личного состава… 04-30. Объявлено о начале военных действий против нашей страны. 15-42. На командный пункт доложили, что в море обнаружена подводная лодка противника. 20-37. Самолеты врага замечены в районе Шепелевского маяка, атака на Кронштадт… 23 июня. Шесть самолетов эскадрильи вылетели на уничтожение подлодки врага. Цель уничтожена… 28 июня. На озере К. произвели посадку 11 самолетов 43 эскадрильи. Самолеты рассредоточены по озеру, приняты меры по маскировке… 30 июня. Два МБР-2 сбиты в районе острова Гогланд. …3 июля. Погиб командир 43 эскадрильи капитан И. Я. Вахтерман. …6 августа. 09-53. Объявлена воздушная тревога. Группа «МЕ-110» противника прошла над озером. Из боевого донесения командира 43-й эскадрильи капитана Кичигина: «По аэродрому нанесен удар 20-ю самолетами врага. Налет продолжался 28 минут. Сожжены 7 МБР-2. Два подбитых самолета затонули. Один подлежит ремонту». 29 августа. Получен приказ: прикрыть с воздуха караван судов, идущих из Таллина в Кронштадт. 31 августа. 02-40. Противник открыл огонь по северному берегу озера. Началось перебазирование эскадрильи на Горавалдайское озеро. 05-30. выключен коммутатор. Особая группа приступила к уничтожению аэродромных сооружений…».
Так же, как и аэродром была уничтожена уникальная научно-техническая база на озере Копанское. Когда фашистские войска в августе 1941 года приблизились к западному берегу озера, все сооружения были взорваны нашими отступающими частями...
Надежда Михеева. При подготовке использованы публикации О. Тарасова и Интернет-сайтов, а также исторические материалы Cосновоборского музея славы